UA-66633179-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Если вам тяжело, у вас трудная ситуация, вы не знаете что делать. Обратитесь ко мне за помощью. Вместе мы справимся и ваша жизнь начнет меняться


Лунюшин Сергей - психолог, психотерапевт в НовосибирскеЛунюшин Сергей - психолог, психотерапевт в Новосибирске

 

 Адрес кабинета:

Новосибирск, Красный проспект 163/2, каб. 408.

Телефон для записи: 

8-913-984-66-23.

Если Вы позвонили, и я не взял трубку, значит я консультирую и обязательно перезвоню Вам. Спасибо за понимание.

 

Бесплатно отвечу на один Ваш вопрос по переписке на моей странице ВКонтакте

  

Сергей Лунюшин -психолог, психотерапевт в Новосибирске,

тел. 8-913-984-66-23


Мои документы


Мое видео

О тренинге  "Рычаги управления самооценкой" в реабилитационном центре для зависимых "ОМЕГА+"

Неврозы: формы, причины появления и способы избавления от них


Мои группы в соцсетях

Методика "Шкала эмпатического отклика"

Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни.

Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки.

Инструкция. Прочитайте приведенные ниже утверждения и оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из них (поставьте отметку в соответствующей графе бланка для ответов), ориентируясь на то, как вы обычно ведете себя в подобных ситуациях.

Бланк для ответов
к методике «Шкала эмоционального отклика»

 

№ п/п

Утверждение

Ответ

Согласен (всегда)

Скорее согласен (часто)

Скорее не согласен (редко)

Не согласен (никогда)

1

Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко        

2

Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства        

3

Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать        

4

Я считаю, что плакать от счастья глупо        

5

Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей        

6

Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств        

7

Я бы сильно волновался (волновалась), если бы должен был (должна была) сообщить человеку неприятное для него известие        

8

На мое настроение очень влияют окружающие люди        

9

Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми        

10

Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки        

11

Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь        

12

Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой)        

13

Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле        

14

Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь        

15

Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются        

16

Мне неприятно, когда люди при просмотре кинофильма вздыхают и плачут        

17

Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет        

18

Я теряю душевное спокойствие, когда окружающие чем-то угнетены        

19

Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков        

20

Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных        

21

Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге        

22

Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей        

23

Я очень переживаю, когда смотрю фильм        

24

Я могу остаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг        

25

Маленькие дети плачут без причины        

Обработка результатов

Для обработки ответов удобно воспользоваться Бланком подсчета результатов. Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов.

Бланк подсчета результатов

Номер
утверждения

Ответ (в баллах)

Согласен (всегда)

Скорее согласен (часто)

Скорее не согласен (редко)

Не согласен (никогда)

1

 4

 3

 2

 1

2

1

 2

3

4

3

 4

 3

 2

 1

4

1

2

3

 4

5

 4

 3

 2

 1

6

 4

 3

 2

 1

7

 4

 3

 2

 1

8

 4

 3

 2

 1

9

 4

 3

 2

 1

10

 4

 3

 2

 1

11

 4

 3

 2

 1

12

 4

 3

 2

 1

13

 4

 3

 2

 1

14

 4

 3

 2

 1

15

1

2

3

 4

16

 1

2

3

 4

17

1

2

3

4

18

 4

 3

 2

 1

19

 4

 3

 2

 1

20

 4

 3

 2

 1

21

 1

2

3

 4

22

 4

 3

 2

 1

23

 4

 3

 2

 1

24

1

2

3

 4

25

 1

2

 3

4

 

 

 

 

Общая оценка подсчитывается путем суммирования баллов. Степень выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии) определяется по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов.

Таблица пересчета «сырых» баллов в стены

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Стандартный процент

2,28

4,40

9,19

14,98

19,15

19,15

14,98

9,19

4,40

2,28

Мужчины

<=45

46–51

52–56

57–60

61–65

66–69

70–74

75–77

79–83

>=84

Женщины

<=57

58–63

64–67

68–71

72–75

76–79

80–83

84–86

87–90

>=91

Анализ и интерпретация результатов

Выделяют следующие уровни выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии):

  • 82–90 баллов — очень высокий уровень;
  • 63–81 балл — высокий уровень;
  • 37–62 балла — нормальный уровень;
  • 36–12 баллов — низкий уровень;
  • 11 баллов и менее — очень низкий уровень.

Градацию уровней можно проводить и внутри профессиональной группы, если это качество для ее представителей профессионально значимо.

Высокие показатели по способности к эмпатии находятся в обратной связи с агрессивностью и склонностью к насилию; высоко коррелируют с покладистостью, уступчивостью, готовностью прощать других (но не себя), готовностью выполнять рутинную работу.

Люди с высокими показателями по шкале эмоционального отклика в сравнении с теми, у кого низкие показатели чаще:

  • на эмоциональные стимулы реагируют изменением кожной проводимости и учащением сердцебиения;
  • более эмоциональны, чаще плачут;
  • как правило, имели родителей, которые проводили с ними много времени, ярко проявляли свои эмоции и говорили о своих чувствах;
  • проявляют альтруизм в реальных поступках, склонны оказывать людям деятельную помощь;
  • демонстрируют аффилиативное поведение (способствующее поддержанию и укреплению дружеских отношений);
  • менее агрессивны;
  • оценивают позитивные социальные черты как важные;
  • более ориентированы на моральные оценки.

Умение сопереживать другим людям — ценное качество, однако при его гипертрофирофии может формироваться эмоциональная зависимость от других людей, болезненная ранимость, что затрудняет эффективную социализацию и даже может приводить к различным психосоматическим заболеваниям.

Люди со средним (нормальным) уровнем развития эмпатии в межличностных отношениях более склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Как правило, они хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми.

Люди с низким уровнем развития эмпатии в межличностных отношениях испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими. Они гораздо более продуктивны при индивидуальной работе, чем при групповой, склонны к рациональным решениям, больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.

Выбор неэффективных поведенческих стратегий может быть следствием личностных особенностей человека или свидетельством незнания им деятельных форм участия в жизни других людей. Для развития эмпатических способностей нужно совершенствовать коммуникативные навыки, особенно умение слушать другого, перефразировать, отражать и отзеркаливать эмоции. Очень полезны тренинги ассертивности, «гимнастика чувств».