UA-66633179-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

КАК ВЫРАСТИТЬ ИЗ РЕБЕНКА УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА. СОВЕТЫ МАКАРЕНКО

 

 

Антон Макаренко – Всемирно известный педагог, воспитатель и писатель. Он разработал собственную систему воспитания детей, которую многие критиковали, считали антисоветской и негуманной. Однако именно ему удалось перевоспитать сложных подростков так, что они находились на самоуправлении, зарабатывали зарплату и отдавали часть полученных средств государству. 

В 1988 году Антон Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из четырёх лучших педагогов мира.

Как всё началось 
Это было послевоенное время, когда возникло большое количество беспризорников и малолетних преступников, которые уже не могли сами приспособится к нормальной жизни в обществе. Таких детей отправляли в колонии поселения. Часто бывало, что родители сами приводили в такое место своих сложных подростков, с которыми не могли справится. 

Колония Макаренко насчитывала порядка 600 учеников. Но при этом ему удалось так наладить дисциплину, что ребята справлялись во всём сами и большинство учителей оказались не нужны – Макаренко занимался почти всем сам. 

Дети сами вставали по звонку, заправляли постель, умывались, убирались в помещениях и делали все другие необходимые дела. 

В итоге он выпустил более трёх тысяч человек и среди них практически не было рецидивов. 

Итак, вот пять основных методов, которые позволили педагогу добиться таких результатов: 
1. Коллектив 

«Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы», – утверждал Макаренко. 

Воспитательный коллектив был основой методики педагога. В нём дети были связаны бытовыми, деловыми и дружескими целями. Это взаимодействие позволяло также развивать личность и индивидуальность каждого. 

Таким образом, ученики учились находится в социуме и работать в команде, поддерживать и помогать друг другу. То есть дети ориентировались не только на получение выгод, но и на отдачу: не «вы мне должны, а я вам нет», а «мы помогаем друг другу». 

2. Трудовое воспитание 

Макаренко считал, что правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников. 

Педагог говорил: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности». 

Производительный труд был частью воспитательной системы, так как психика любого человека включает в себя составляющие, которые можно было «автоматизировать», т.е. воспитывать на общих основаниях. В то же время личность содержит и мелкие «детали», требующие скрупулезного индивидуального подхода педагога. 

В итоге его воспитанники обустроили натуральное хозяйство, чтобы прокормить себя, а также наладили производство электродрелей и фотоаппаратов «Лейка» в промышленных масштабах. 

Прибыль позволяла воспитанникам получать зарплату, содержать театр, поддерживать вновь поступивших и выпускников, а также отдавать часть прибыли государству. Когда подростки выпускались из колонии, они имели профессию и фактически были мастерами своего дела. 

3. Самоуправление 

При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Дети учились самостоятельности и ответственности. 

Так, например, никакой педагог не мог отменить решения собрания. Именно голосование детей определяло жизнь, досуг и труд коллектива. 

«Я принял решение, и я отвечаю», – это переживание ответственности за собственные поступки творило чудеса. Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового». 

Согласно системе Макаренко, старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные и не приспособленные к жизни люди. 

4. Знание своего дела 

Макаренко говорил: « Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения… ». 

По его мнению, учитель должен быть внимательным и искренним, так как дети различают фальшь. 

5. Дисциплина 

По мнению педагога, дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а его результат. То есть, если выполняются все первые четыре пункта, то дисциплина возникнет сама собой и будет поддерживаться самим коллективом. 

«Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.