Методика "Шкала эмпатического отклика"
Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни.
Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки.
Инструкция. Прочитайте приведенные ниже утверждения и оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из них (поставьте отметку в соответствующей графе бланка для ответов), ориентируясь на то, как вы обычно ведете себя в подобных ситуациях.
Бланк для ответов
к методике «Шкала эмоционального отклика»
№ п/п |
Утверждение |
Ответ |
|||
Согласен (всегда) |
Скорее согласен (часто) |
Скорее не согласен (редко) |
Не согласен (никогда) |
||
1 |
Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко | ||||
2 |
Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства | ||||
3 |
Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать | ||||
4 |
Я считаю, что плакать от счастья глупо | ||||
5 |
Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей | ||||
6 |
Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств | ||||
7 |
Я бы сильно волновался (волновалась), если бы должен был (должна была) сообщить человеку неприятное для него известие | ||||
8 |
На мое настроение очень влияют окружающие люди | ||||
9 |
Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми | ||||
10 |
Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки | ||||
11 |
Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь | ||||
12 |
Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой) | ||||
13 |
Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле | ||||
14 |
Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь | ||||
15 |
Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются | ||||
16 |
Мне неприятно, когда люди при просмотре кинофильма вздыхают и плачут | ||||
17 |
Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет | ||||
18 |
Я теряю душевное спокойствие, когда окружающие чем-то угнетены | ||||
19 |
Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков | ||||
20 |
Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных | ||||
21 |
Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге | ||||
22 |
Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей | ||||
23 |
Я очень переживаю, когда смотрю фильм | ||||
24 |
Я могу остаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг | ||||
25 |
Маленькие дети плачут без причины |
Обработка результатов
Для обработки ответов удобно воспользоваться Бланком подсчета результатов. Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов.
Бланк подсчета результатов
Номер |
Ответ (в баллах) |
|||
Согласен (всегда) |
Скорее согласен (часто) |
Скорее не согласен (редко) |
Не согласен (никогда) |
|
1 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
6 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
4 |
3 |
2 |
1 |
8 |
4 |
3 |
2 |
1 |
9 |
4 |
3 |
2 |
1 |
10 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
4 |
3 |
2 |
1 |
12 |
4 |
3 |
2 |
1 |
13 |
4 |
3 |
2 |
1 |
14 |
4 |
3 |
2 |
1 |
15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
4 |
3 |
2 |
1 |
19 |
4 |
3 |
2 |
1 |
20 |
4 |
3 |
2 |
1 |
21 |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
4 |
3 |
2 |
1 |
23 |
4 |
3 |
2 |
1 |
24 |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
1 |
2 |
3 |
4 |
∑ |
|
|
|
|
Общая оценка подсчитывается путем суммирования баллов. Степень выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии) определяется по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов.
Таблица пересчета «сырых» баллов в стены
Стены |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Стандартный процент |
2,28 |
4,40 |
9,19 |
14,98 |
19,15 |
19,15 |
14,98 |
9,19 |
4,40 |
2,28 |
Мужчины |
<=45 |
46–51 |
52–56 |
57–60 |
61–65 |
66–69 |
70–74 |
75–77 |
79–83 |
>=84 |
Женщины |
<=57 |
58–63 |
64–67 |
68–71 |
72–75 |
76–79 |
80–83 |
84–86 |
87–90 |
>=91 |
Анализ и интерпретация результатов
Выделяют следующие уровни выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии):
- 82–90 баллов — очень высокий уровень;
- 63–81 балл — высокий уровень;
- 37–62 балла — нормальный уровень;
- 36–12 баллов — низкий уровень;
- 11 баллов и менее — очень низкий уровень.
Градацию уровней можно проводить и внутри профессиональной группы, если это качество для ее представителей профессионально значимо.
Высокие показатели по способности к эмпатии находятся в обратной связи с агрессивностью и склонностью к насилию; высоко коррелируют с покладистостью, уступчивостью, готовностью прощать других (но не себя), готовностью выполнять рутинную работу.
Люди с высокими показателями по шкале эмоционального отклика в сравнении с теми, у кого низкие показатели чаще:
-
на эмоциональные стимулы реагируют изменением кожной проводимости и учащением сердцебиения;
-
более эмоциональны, чаще плачут;
-
как правило, имели родителей, которые проводили с ними много времени, ярко проявляли свои эмоции и говорили о своих чувствах;
-
проявляют альтруизм в реальных поступках, склонны оказывать людям деятельную помощь;
-
демонстрируют аффилиативное поведение (способствующее поддержанию и укреплению дружеских отношений);
-
менее агрессивны;
-
оценивают позитивные социальные черты как важные;
-
более ориентированы на моральные оценки.
Умение сопереживать другим людям — ценное качество, однако при его гипертрофирофии может формироваться эмоциональная зависимость от других людей, болезненная ранимость, что затрудняет эффективную социализацию и даже может приводить к различным психосоматическим заболеваниям.
Люди со средним (нормальным) уровнем развития эмпатии в межличностных отношениях более склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Как правило, они хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми.
Люди с низким уровнем развития эмпатии в межличностных отношениях испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими. Они гораздо более продуктивны при индивидуальной работе, чем при групповой, склонны к рациональным решениям, больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.
Выбор неэффективных поведенческих стратегий может быть следствием личностных особенностей человека или свидетельством незнания им деятельных форм участия в жизни других людей. Для развития эмпатических способностей нужно совершенствовать коммуникативные навыки, особенно умение слушать другого, перефразировать, отражать и отзеркаливать эмоции. Очень полезны тренинги ассертивности, «гимнастика чувств».